Ирина Котова, главный хранитель Сольвычегодского историко-художественного музея, — о напрестольном евангелии, которое было напечатано в 1681 году в Москве в синодальной типографии и передано в дар местному Борисоглебскому монастырю от лица царской семьи
Прошение исполнено
В Записной книге Сольвычегодского Борисоглебского монастыря конца XVII — начала XVIII века имеются сведения об этом необычном даре. Он был сделан в 1685 году «по челобитью той же церкви старосты церковного Максима Пивоварова». Этот купец из Соли Вычегодской гостиной сотни и обратился ко двору с просьбой о пожертвовании книг для монастыря.
Вклады в Борисоглебский монастырь делали представители разных сословий, чинов и званий: посадские люди, купцы, священнослужители. Среди вкладчиков были жители не только Сольвычегодска и близлежащих деревень, но и других районов Поморья, дальних городов.
Все имена вкладчиков записывались в Синодик монастыря. Среди наиболее известных — роды Иоанникия Федоровича Строганова, Ивана Ивановича Бобрищева-Пушкина, боярина Ивана Васильевича Годунова.
Прошение церковного старосты Пивоварова было удовлетворено, и в числе других богослужебных книг Евангелие было им же и доставлено в Сольвычегодск, о чем также есть сведения в Записной книге.
На тот момент подобные печатные издания стоили дорого, не все монастыри могли себе позволить приобрести их. Финансовое положение крупных обителей было более устойчивым, ведь помощь им со стороны царских особ не иссякала. Борисоглебская же обитель не пользовалась широкой известностью, так что прошение старосты помогло обрести ценную книгу. И сегодня это единственный сохранившийся вклад царской семьи в фондах музея.
«Пожаловали сию книгу…»
О том, кто и когда подарил книгу монастырю, говорят надписи на нижних полях страниц Евангелия, сделанные дьяками в Москве:
«1685 года марта в 8 день великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, и сестра их великая государыня благородная царевна и великая княжна София Алексеевна пожаловали сию книгу Евангелие напрестольное с ыными книгами Соли Вычегоцкой в Борисо и Глебской монастырь в соборную церковь Одегитрия Пресвятыя Богородицы с пределы…»
Сама книга — образец высокого типографского искусства, причем очень хорошей сохранности. По мнению экспертов музея, издание берегли, использовали, по-видимому, только по великим праздникам. Страницы украшают гравюры с изображениями евангелистов. Заставки, инициалы, вязь, орнаменты, узоры и цветы на полях исполнены киноварью и красками. Только через полвека после того, как Евангелие попало в монастырь, оно приняло подобающий царскому дару вид — у книги появился драгоценный серебряный с позолотой оклад. Произошло это благодаря стараниям баронов Александра, Николая и Сергея Строгановых, сыновей Григория Дмитриевича, последнего из сольвычегодских «именитых людей» Строгановых. Об этом также свидетельствуют надписи на нижних полях книги:
«Украшено в 1737 году иждивением баронов Александра, Николая, Сергея Строгановых, на что употреблено от имения их денег сто двенатцать рублев сорок две копейки, и приложили к означенной церкви в вечное поминовение родителей своих».
Меценатство для Строгановых было фамильной традицией: купеческая семья делала вклады не только в свой домовый храм — Благовещенский собор, но и обустраивала многие другие церкви Российского государства.
Книга старше оклада
По оценке музейных экспертов, убранство Евангелия представляет большую художественную ценность. Серебряный позолоченный оклад сочетает разные виды ювелирной техники: литье, чеканку, скань, эмаль, финифть, просечку. Внимание привлекает расположенный в центре золоченый средник с чеканным обрамлением миниатюрной вставки с изображением Воскресения Христова, выполненной в технике финифти. По углам Евангелия крепятся золоченые угольники с орнаментальными чеканными краями; в них расположены круглые финифтяные дробницы с изображением евангелистов Иоанна, Марка, Луки, Матфея с книгами в руках. Дробницы украшены литым растительным орнаментом из незолоченого серебра. Переплет Евангелия имеет застежки, которые надежно фиксируют блок книги в закрытом состоянии, предохраняя листы от деформации и механических повреждений. Сами застежки представляют собой литые фигуры апостолов Петра и Павла.
В доступе — цифровая копия
В церковном обиходе было принято снимать драгоценный оклад с ветхой богослужебной книги и переносить его на новую, более позднего издания. Все книги в фонде музея «перемонтированы» именно таким образом. Но романовского дара такая практика не коснулась — здесь книга старше оклада, и это говорит о том, что к хранению царского Евангелия относились с особым почтением.
Сегодня на выставке в Сольвычегодском музее можно не только увидеть уникальное Евангелие и узнать его историю, но и постранично «пролистать» его. Цифровая копия на установленном рядом с витриной мультимедийном сенсорном мониторе позволяет детально рассмотреть не только все техники украшения оклада, но и подписи, сделанные более трехсот лет назад от лица царевича Петра и его семьи.