Как школьный музей может объединить истории школы, села и его жителей
В Кехте школьный музей работает уже 15 лет. В Нижне-Койдокурской школе — всего несколько месяцев. Но, несмотря на разный опыт, у них много общего, и главное — это доверие местных жителей, которые сразу признали оба музея своими.
Достаточно было сказать: «Мы открываем музей»
Мы приехали в музей Кехотской школы в самом начале сентября. Сентябрь в этом году был теплый, светлый, и жизнь в селе кипела погоде под стать: кто красил забор, кто перестилал крышу, кто выкапывал картошку. В школьных теплицах дети снимали огурцы и убирали плети помидоров.
Видишь эту картину — и вспоминаешь хорошую метафору о длинной запутанной нитке бус: где у нее конец, где начало — уже не разобрать, но, если попробовать разрезать в одном месте, рассыплется вся. И огородные дела-заботы, и деревянное здание школы, и сам музей с его экспонатами, и рассказанные в нем истории — все это — как бусины на бусах. Часть одной большой летописи.
Первая бусина-история — о самом музее. В этом году ему исполнилось 15 лет. Музей организован в 2008 году по инициативе предыдущего директора школы Ольги Булановой. Ольга Юрьевна была членом областной Общественной палаты, активным тосовцем (на ее счету десятки проектов, успешно реализованных ТОС «Рассвет»), дипломантом награды «Достояние Севера» в 2018 году.
— Все экспонаты наши, кехотские, — рассказывает хранитель музея, учитель математики Наталья Анатольевна Павлова. — Достаточно было объявить: «Мы открываем музей» — и люди начали приносить вещи, фотографии, документы. В прошлом году музей переехал из школы в помещение детского сада и успешно прошел паспортизацию. Переезд поднял вторую волну пополнения экспонатами: местные жители стали делиться с нами информацией и материалами о своих родственниках. Почему? Я думаю, люди хотят, чтобы посредством вещей, фотографий, воспоминаний имена их родных остались в истории.
Организационно музей разделен на несколько зон: история школы, история колхоза и других работавших здесь предприятий, история села во время Великой Отечественной войны. Но в конечном итоге он весь — о людях. Вот ткацкий станок, которому больше ста лет, крынки, утюги, прялки, сарафан, домотканая рубаха, пук льна… За каждым экспонатом стоит человек. Например, лен десять лет назад вырастила у себя во дворе учительница биологии, чтобы показать, как он выглядит, ученикам и своим более молодым коллегам. А рубаху и сарафан принесла родственница Натальи Анатольевны со словами: «Это мое, пусть оно будет у вас».
— В прошлом году, открывая музей в новом помещении, мы пригласили сюда не школьников, а всех жителей Кехты, — подчеркивает Наталья Павлова, — потому что это — про них, их семьи, их историю.
Как здание школы из‑за реки приплыло
А история у Кехты удивительная. Прежде ее отсчет вели от 1471 года, когда появляется первое упоминание о Кехте в летописях о продаже земли. Теперь же обнаружились документы, которые переносят точку отсчета в XIV век.
Здесь в 1477 году родился Антоний Сийский: точной информации, где находился его дом, нет, но у церкви установлен знак в память о родителях преподобного — Никифоре и Агафье.
Здесь в XIX веке строили карбасы, а в 1870‑е годы даже были построены три барка, которые отправились в Амстердам. Потом производство карбасов прекратилось, но началось производство барж: в музее есть фотография одной из них — и размер этой баржи впечатляет! Все это малое судостроение развивалось у деревни Красная Горка, где река делает крутой поворот. Течение в этом месте быстрое, поэтому впоследствии там же появилась и одна из первых на Севере гидроэлектростанций, благодаря которой уже в 20‑е годы прошлого века в Кехту пришло электричество.
В 1862 году здесь открыли одноклассное министерское училище. С этого момента ведет отсчет своей истории Кехотская средняя школа — в прошлом году она отметила 160‑летие. И это повод рассказать вторую историю-бусину, которую мы услышали в музее, — историю про коммуну и здание школы.
— Среди основателей коммуны был наш кехотский житель, который жил за рекой, — рассказывает хранитель музея. — Он разобрал свой дом, перевез его на плотах на эту сторону и собрал его вместе с группой единомышленников. Сначала в коммуне насчитывалось пять семей, потом 16, а какое‑то время в ней жили сто человек, которые вели большое совместное хозяйство и даже купили себе динамо-машину, чтобы провести электричество. Коммуна распалась в 1940‑е годы, когда появился колхоз, в который вступили многие коммунары. В годы расцвета благодаря сильным руководителям и трудолюбивым местным жителям этот колхоз был миллионером. А что же дом? Дом перевезли, и теперь в нем находится наша школа. За многие годы историческое здание почти не изменилось — к нему лишь добавили пристройку под спортзал.
Директор дал слово «рыжикам»
Сегодня Наталья Анатольевна Павлова ставит перед собой цель разместить в новом музейном пространстве как можно больше информации об уроженцах и жителях села.
— Сейчас вместе с волонтерами мы собираем и уточняем информацию обо всех участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла из Кехты, — говорит она. — Наши жители отдают в музей награды и медали своих родственников, наградные листы, фотографии. Вот, смотрите, это фото колхозницы Таисии Федоровны Шестаковой: когда ее дочь принесла нам ее грамоты, оказалось, что Таисия Федоровна была участницей нескольких сельскохозяйственных выставок на ВДНХ.
Другое направление этой работы — увековечивание памяти о выдающихся педагогах. Например, в 1960‑е годы здесь преподавал и несколько лет был директором Игнатий Михайлович Ивановский — учитель английского языка и писатель, приехавший из Ленинграда. При нем учреждение стало опорной школой по воспитательной работе. О кехотских ребятах Игнатий Михайлович написал книгу «Говорят рыжики» — она была издана под псевдонимом Михаил Мохов.
Много лет здесь преподавал русский язык и литературу талантливый поэт Евгений Владимирович Яковлев — в память о нем в Кехте проходит Яковлевский фестиваль. И всегда одной из локаций фестиваля становится школьный музей.
Имена продолжают звучать
В этом году опыт Кехотской средней школы перенял ее филиал — основная школа в Нижней-Койдокурье: 24 июня здесь тоже открылся музей.
— Поначалу я была настроена скептически, — признается руководитель музея Нижне-Койдокурской школы, социальный педагог Нина Андреевна Смирнова. — Но теперь, спустя год работы над созданием музея, я хорошо понимаю, зачем он нужен: чтобы сохранить память. Собирать экспонаты мы начали на летних каникулах в 2022 году: кинули клич по деревне, и люди принесли нам прялки, складень, найденный на картофельном поле, красивейшие деревянные грабилки, самодельный бидон для молока, старинные часы, точило, сделанное на уроке труда в нашей школе, крынки, полотенца, занавески и много-многое другое.
Как и в музее Кехотской школы, здесь за каждой вещью есть конкретное имя. Вот деревянная соха, подаренная семьей Каркавцевых из деревни Филимоновской. Точило, переданное семьей Уткиных из деревни Пустошки. Две прялки принесла из дома своей бабушки учительница Ольга Анатольевна Карпенко.
Много экспонатов отдала музею инициатор его создания — заместитель директора по учебно-воспитательной работе Надежда Викторовна Светоносова. Например, крынки из дома своей бабушки, напоминающие ей о детстве, полотенце, вышитое ее мамой-рукодельницей, шкаф, который делал ее дедушка по маминой линии для бабушки по папиной линии.
— Я решила передать его в музей для того, чтобы сохранить память о предках. Где‑то в описях будет зафиксировано, что этот шкаф делал Александр Пантелеймонович Рудаков, а значит, его имя продолжит звучать, — говорит Надежда Викторовна.
Другое направление работы музея — изучение истории школы и села, сохранение памяти о земляках. Если вы приедете в Нижнюю-Койдокурью, то услышите здесь немало историй о замечательных людях. А мы перескажем ту, что больше всего запала в душу.
Это история братьев Наговицыных. Их отец Григорий Матвеевич с 14 лет работал преподавателем, и об этом в музее есть справка, датированная 1915 годом. Справка гласит: «Состоит руководителем столярного ремесла при ремесленном классе Нижне-Койдокурского двуклассного сельского училища Архангельского уезда. Возложенные на него обязанности выполняет с усердием, добросовестно и успешно и ни в чем предосудительном не замечен, что удостоверяем». Один его сын, Иван Григорьевич, был учителем физики и директором местной школы, фронтовиком. В музее хранится его личный экземпляр учебника по физике и расписание школьных кружков на 1946 / 1947 учебный год. А второй сын, Николай Григорьевич, стал талантливым художником. В 1945 году он участвовал в спасении Дрезденской галереи (знаменитой Галереи старых мастеров) от бомбардировок. Сегодня дочь Ивана Григорьевича Наговицына Валентина Смурова сохраняет память о своих родных и щедро делится информацией с новым музеем.
— С этого года я начинаю вести для пятиклассников проектную мастерскую, где мы будем заниматься исследовательской деятельностью, — рассказывает Нина Смирнова. — И в этом нам, безусловно, поможет музей. Кроме того, мы уже проводим здесь уроки для учеников среднего звена: опираясь на историю даже одного экспоната, можно рассказать детям столько нового! Но хочу уточнить, что музей рассчитан не только на школьников: наши выпускники, которым уже за 60, приходят сюда с большим интересом и воодушевлением.
Школа учит сельскому хозяйству
Причем же здесь ребята, работающие в теплицах, которых мы встретили в самом начале рядом с Кехотской школой? А это еще одна бусина-история.
— Десятки лет здесь преподавалось сельское хозяйство, и с 2016 года мы официально вступили в ассоциацию «Агрошколы России», — рассказывает директор Кехотской средней школы Дарья Георгиевна Алипатова. — Начиная с пятого класса все наши ребята работают на пришкольном участке во время уроков технологии: учатся ухаживать за растениями, обрабатывать землю и собирать урожай. На текущий момент у нас есть собственное овощехранилище, две теплицы с помидорами и огурцами, картофельные поля и пришкольный участок, на котором мы выращиваем морковь, свеклу, капусту, зелень, кабачки, лук, три вида смородины, малину и яблоки.
В судьбе Дарьи Георгиевны также многое переплетено: она родилась в Нижней-Койдокурье, в 10‑м и 11‑м классах училась в Кехотской школе. Окончила САФУ, вернулась на родину работать учителем химии и биологии, но вакантного места по специальности не было, поэтому молодой педагог переучилась на учителя начальных классов. Некоторое время она преподавала сразу в двух школах — Кехотской и ее Нижне-Койдокурском филиале. Окончила магистратуру и на отлично защитила магистерскую диссертацию — как бы вы подумали, на какую тему? «Формирование аграрно-экологической образовательной среды сельской школы». А в 2021 году Дарья Алипатова стала директором родной школы.
Сегодня Дарья Георгиевна говорит о ней так:
— Школа является центром села: она взаимодействует с клубом, ТОСами и женсоветом, объединяет всех местных жителей и помогает им. Это полностью открытое пространство.
А может быть, школа и есть та нитка, на которой держатся эти бусины?
Цифры и факты
- 80 человек учатся в Кехотской средней школе. Всего в селе прописаны порядка 620 человек, проживают — около 300
- На базе Кехотской средней школы проходят встречи методических объединений Холмогорского муниципального округа, Новодвинских городских методических объединений учителей истории и обществознания, учителей декоративно-прикладного творчества, методические лагеря для педагогов Холмогорского округа, различные областные мероприятия.
- 25 человек учатся в Нижне-Койдокурской основной школе
- Среди выпускников Кехотской и Нижне-Койдокурской школ — председатель Союза журналистов России до 2017 года Всеволод Богданов и известный журналист, работавший в «Новодвинском рабочем», «Северном комсомольце», «Правде Севера» и «Комсомольской правде», Валентин Каркавцев.
Официальная группа Кехотской средней школы в соцсети «ВКонтакте»