«Вдохновляющий пример доверия к миру и принятия изменений в жизни, когда любой удар судьбы можно обратить в свою пользу» — так назвали музей кухни и говори «Деревенька на Виледи» гостившие здесь сотрудники Тотемского музейного объединения. Что они имели в виду? Рассказывает хозяйка Татьяна Регуш.

«Гости-путники впроход пойдут»

— Уникальность музея в том, что расположен он в жилом деревенском доме. Пятнадцать лет назад, оставшись молодой вдовой с тремя малолетними детьми, по благословению духовника я переехала из города в село и купила дом на краю леса. Местные бабушки говорили мне тогда: «Стюнись-ко, деушка, дом-от этот на ранешной дороге построен, мы по ней коров гоняли, на покос хаживали, людная дорога была. В этом доме тебе спокою не видывать, гости-­путники впроход пойдут, до званья тебе, милушка, в тишине не сиживать». Слова старух, которых сегодня уже нет в живых, претворились в жизнь таким причудливым образом: спустя несколько лет я осталась без работы — и при поддержке друзей создала в своем доме этот музей.

Кухня и язык

— Почему мы назвали свой музей музеем вилегодской кухни и говори? Еда и язык — это, на мой взгляд, основы национальной самоидентификации. Наша цель — сохранить старинные рецепты, освоить их, а затем и научить всех желающих готовить блюда, одни названия которых завораживают: кипришиха, дежень, губы греты, саламат, загибенники, обабошники, пестовники, ретешники…

Я не знаю другого частного музея на территории Архангельской области, где бы сохранялось именно нематериальное культурное наследие.

Кто помнит вилегодское пиво?

— Самым сложным было научиться печь ржаной хлеб на закваске без промышленных дрожжей (на его выбраживание и выпечку уходит примерно 12 часов) и варить в русской печке настоящее густое пенное вилегодское корчажное пиво из пророщенного зерна ржи. Его до сих пор помнят многие, кому посчастливилось в советское время гулять на веселых вилегодских свадьбах. Для приготовления в домашних условиях одной порции пива (это 10–12 литров) требуется примерно месяц трудов. Жители села больше любят традиционное пиво, а вот приезжим горожанам нравится сорт «браггот» — это пиво, сброженное наполовину с медовухой. Для него нужно брать мед только лучшего качества, тогда и напиток получится достойный. Мы используем мед разнотравья из Красноборского района.

«Две доски да соплей горсть!»

— Второе направление нашей работы — это сохранение уходящего в прошлое и не так часто используемого в повседневной речи вилежан местного диалекта, нашей особой, напевной говори. Вот послушайте, с каким приветствием мы обычно обращаемся к нашим гостям: «Гостюшка жданна, желанна, не стой на ­пороге-то — проходи в избу, за матичу, да садись в сутной угол. Кошулю свою сымай, вись туто-ка, уледочки сымай, двинься-ко к самовару да сопи скоряй, покуда не остыли загибенники. Я до свету встала, опару в квашонке на грядку поставила да пирогов настряпала. Ешь, сопи, а ишь — сколь ни худа, две доски да соплей горсть! Эдакую худую да ­замуж-то не сосватают. Ешь да хвали, глядишь, и выладишша». Безусловно, нам не вернуть в повседневную жизнь эти слова, но понимать их значения — это и есть сохранять память о предках.

Сомузейщики

— В нашем коллективе есть мастер по народному костюму Людмила Валерьевна Саламатова, которая проводит все ремесленные мастер-­классы. Благодаря ей мы открыли школу традиционного костюма, куда принимаем всех желающих. Понятно, что обычно мы шьем из современных тканей, но случаются и такие трогательные моменты: одна наша ученица достала из сундука льняную домотканину, вытканную бабушкой больше ста лет назад, и сшила из этой ткани себе рубашку.

Другой участник, Юрий Николаевич Горулев, — золотые руки нашей «Деревеньки». Изготовление по этно­графическим образцам деревенской мебели и орудий труда, выпечка хлеба и варка пива, физически тяжелая кухонная ­работа, ­когда нужно ворочать тяжелые корчаги и горшки, — всем этим занимается именно он.

Экскурсия «Бабий век»

— Во время эпидемии ковида мы разработали онлайн-­экскурсию «Бабий век»: она рассказывает о социально-­культурных ролях женщины и о том, как их можно было определить по костюму. Специально для нее была изготовлена коллекция из двенадцати игровых кукол — от недоношенного младенца, которого в рукаве шубы положили на русскую печь «запекаться», до горбатой старухи, обряженной в старинный сарафан с набойкой. На «Ютубе» наша экскурсия выложена в сокращенном виде, а в жизни она длится шесть часов — все, о чем мы рассказываем, мы тут же делаем руками: печем вместе с гостями пироги, осваиваем женские ремесла и тому подобное.

Вздумьев день

— Каждый год проводим бесплатные уличные праздники артельного труда. У наших предков существовала такая прекрасная традиция: люди собирались всей деревней и сообща делали очень большой объем работы — например, за один день (овыдень) строили дом или церковь. Именно поэтому церкви, построенные за один день, называют обыденными (овыденными). Такой праздник артельного труда, не привязанный к конкретной дате, мы назвали Вздумьев день — то есть когда вздумали, тогда его и провели. На него съезжаются более ста человек из разных городов России, и эта сотня артельщиков косит траву, красит церковную ограду, строит качели и так далее, а когда работа окончена, мы переоблачаемся в народные костюмы и с гармонистами и песнями обходим село. Затем — обед вскладчину, когда каждый выставляет на стол то, что привез. Удастся нам возродить такую традицию народного труда — значит, будет жива наша деревня.

Контакты

+7-931-227-48-10

+7-952-304-66-45

vk.com/y_c_toboi

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: