Кузнец Кенозерского национального парка, токарь, слесарь, сварщик, плотник, занимается художественной ковкой вручную. Трудится на две кузницы: в Усть-Поче делает сувениры, дверные ручки, инструменты, подсвечники, ­фонари и прочие полезные изделия, а в Вершинино выполняет разную повседневную работу — например, ремонтирует технику.

Интересно, как в наше время становятся кузнецами? Алексей говорит, что поначалу работа кузнеца для него была запасным вариантом. Он окончил Архангельский лесотехнический колледж по специальности «слесарь». Но работы в городе не нашел. Вот тогда вспомнил о кузнице, которая находится за речкой в его родной деревне Усть-­Поче. Там как раз на пенсию уходил кузнец. И Алексей решил попробовать.

Учился у местных мастеров, ездил в подмосковный Красногорск, в Великий Устюг, где работают известные кузнецы. Когда набрался опыта, ему предложили работу в Архангельске.

— Посмотрел, а они все делают на станке, — ​говорит Алексей. — ​Мне это неинтересно: я признаю только ручную ковку, как это делали исстари. Иногда применяю сварку, но при необходимости и маскирую ее так, что никто не заметит.

Алексей говорит, что использует минимум инструментов, они тоже такие, какие применяли кузнецы, славившиеся своей работой в Кенозерье. А здесь в конце позапрошлого века насчитывалось 30 сельских кузниц. Местные кузнецы изготавливали все необходимое для жизни крестьян — ​гвозди, косы, серпы, топоры, вилы, лопаты, сошники, кочерги, ухваты, противни, заслонки, самоварные трубы, светцы, дверные ручки, навесы, замки, решетки для окон, кронштейны для навесов в амбарах, домах, часовнях и храмах. Также чинили повозки, колеса, подковывали лошадей. В общем, были мастера на все руки. А затем столь важная профессия постепенно стала исчезать — ​по мере того как развивалось промышленное производство.

И вот кузнец снова стал востребован.

— Поскольку работаю в Кенозерском парке, — ​говорит Алексей, — ​у меня есть возможность заниматься ­творчеством, а не только повседневными работами. В мастерской в Усть-­Поче для туристов провожу мастер-­классы. К­ому‑то самому очень хочется ощутить, как повинуется металл и обретает нужную форму. К­то‑то просто смотрит, как я работаю. Но кузнечное дело интерес вызывает у всех — ​здесь лишь огонь, металл и руки… Промысел, которым занимались наши предки, сейчас нужен людям. Рад, что теперь им занимаюсь я.

Своими руками Алексей и его отец построили дом в Вершинино. Все умения, полученные за время работы в парке, на стройке очень пригодились. В общем, у Алексея теперь здесь все — ​и работа, и свой дом, и семья. Пока не хватает времени на отдых, например на рыбалку. Но постоянная занятость ему тоже нравится, ведь он делает то, к чему лежит душа.

Иногда он сам включает фантазию, изобретая новые формы для сувениров. Иногда идеи подбрасывают туристы. Они охотно увозят с собой на память гнутые гвозди ручной работы, кованые сердца, витые брелоки, подковы, подсвечники. Но с особым чувством Алексей вспоминает заказ, который он выполнял во время реставрации храма на Почезерском погосте.

— Мне надо было сделать три тысячи гвоздей, — ​рассказывает он, — ​обязательно вручную, ведь гвозди должны быть такими, какие применялись при строительстве храма. Каждый день я выковывал по пятьдесят штук, на изготовление всех у меня ушло два месяца. И ни один гвоздь не был похож на другой.

По подсчетам Алексея, всего вручную он сделал более пяти тысяч гвоздей — ​они тоже сейчас требуются, несмотря на то что гвоздей заводского производства в достатке.

Вот так в Кенозерье вернулся еще один исконный промысел. Наверное, он ждал именно такого мастера, как Алексей, который скажет: хочу все делать так, как старые мастера, — ​вручную и на совесть.