О деревянных памятниках Архангельской области, навсегда запавших ему в сердце, рассказывает Михаил Исаевич Мильчик — член Союза архитекторов России, член совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры РФ, лауреат премий имени академика Д. С. Лихачева и «Хранитель наследия».

— Михаил Исаевич, можно ли архангельское деревянное зодчество выделить в отдельную группу?

— Да, безусловно, можно. Это определенные типы домов, это определенные типы храмов, которые, например, редко встречаются в соседней Вологодской области. Это огромная территория с архитектурными ценностями. И, конечно, самое оригинальное, неповторимое и уязвимое — памятники деревянного зодчества, как жилые, так и храмовые.

— Какие основные особенности деревянного зодчества, свой­ственные области, вы бы назвали?

— До недавнего времени в Архангельской области сохранялись ­ансамбли деревянного зодчества. Это, как правило, погосты, состоящие из двух храмов — летнего и зимнего, а также колокольни и — в редких случаях — ограды погостов. В Архангельской области остался один выдающийся ансамбль — недалеко от Северодвинска в старинном селе Ненокса: в него входят церковь Живоначальной Троицы (1727), церковь Николая Чудотворца (1762) и колокольня. Совсем недавно, в 2013 году, погиб ансамбль в деревне Лядины Каргопольского района. Наличие ансамблей — одна из очень важных особенностей области, которую она, к сожалению, теряет.

А отдельные сооружения со своими особенностями — да, есть. Например, замечательный памятник — деревянная церковь Георгия Победоносца в деревне Пермогорье Красноборского района; на Пинеге и Мезени сохранилось несколько кубоватых церквей со своеобразным покрытием — или шатер, или шатер на крещатой бочке, и так далее, тут можно далеко углубляться.

— А почему появлялись такие храмы? Конструкцию диктовали погодные условия или это художественное видение местных мастеров?

— Думаю, что вы правы во втором допущении. В этой местности жило очень много талантливых плотников, которые, по существу, были народными архитекторами. Они строили церкви не без влияния ­каких-то образцов, в том числе и каменных.

В результате архитектура деревянных зданий отдаленно напоминала каменные, появлялись своеобразные типы, элементы которых встречаются во многих местах. ­Например — бочкообразное покрытие храмов. Допустим, село Пустынька на Онеге — единственное место, где сохранился храм, имеющий бочкообразное покрытие. Это форма, которая встречается и в каменном исполнении.

— Есть в Архангельской области памятники, которые запали вам в сердце?

— Есть, пожалуй, три. Первый — церковь Николая Чудотворца XVII века на Пинеге, рядом с деревней Едомой. Это одна из первых церквей, которую я встретил, когда готовил книгу «По берегам Пинеги и Мезени». Шатровая церковь, огромная, высокая: когда вы плывете по Пинеге, она уже мелькает издали за границей леса.

Второй — церковь Георгия Победоносца в деревне Пиринеми. Она стоит так высоко на горке, что кажется очень большой, хотя совсем невелика. Эти два памятника произвели на меня сильное впечатление даже не только и не столько своей архитектурой, сколько связью с ландшафтом, рекой, опушкой леса, деревней.

А третье, что я назову, — это погибший в пожаре ансамбль в деревне Лядины. В Лядинский погост входили две церкви и колокольня. ­Сгорели колокольня и замечательная двухэтажная деревянная шатровая Покровская церковь с небом — расписанным конусообразным потолком. Особенность этой церкви еще и в том, что она не была разграблена… Когда я приехал на пепелище примерно через неделю после пожара, у меня было чувство, будто я потерял близкого человека.

— А если говорить о домах?

— За многие годы экспедиций мне удалось открыть около пятидесяти домов с росписями XIX века, в основном в Шенкурском, Онежском и Вельском районах. Некоторые — и в том числе знаменитый Алешкин дом в Вельском районе, который принадлежал мастерам и поэтому был особенно замечательно украшен, — практически утрачены. Хотя тот же Алешкин дом поставлен на охрану как федеральный памятник.

А некоторые дома удается сохранять благодаря волонтерам. Например, в том же Вельском районе в деревне Качигино есть дом Осипа Буракова, расписанный мастерами Петровскими. Он датирован 1865 годом. Откуда я знаю дату? Нет, не из документов: она написана на фронтоне. Владелец дома не живет в нем, но там начали работать московские волонтеры из фонда «Вереница».

Приведу еще один пример: когда сотрудники Вельского краеведческого музея и его тогдашний директор Галина Александровна Веревкина поняли, что они теряют эти расписные дома (самое оригинальное, что есть в их районе), то они решились перевезти дом крестьянина Кичева.

Обычно я противлюсь перевозке домов из их родной среды, но в данном случае согласился. Дом, в котором сохранились росписи и на фронтоне, и в экстерьере, восстановили и поставили в цент­ре Вельска буквально в двадцати метрах от музея. Сегодня это отдел Вельского краеведческого музея, посвященный домовой росписи.

— Вы назвали деревянные памятники неповторимыми и самыми уязвимыми. Почему?

— Дерево, с одной стороны, очень податливый материал, дающий возможность создания самых разнообразных, я бы даже сказал, изобретательных форм. С другой стороны — легко гниющий и требующий особого ухода.

Напомню знаменитые строчки Арсения Тарковского: «Живите в доме — и не рухнет дом». Точно так же: аккуратно следите за деревянным памятником — и дерево вас отблагодарит своей долговечностью. Я уж не говорю о красоте и истории, которую деревянный памятник воплощает в себе.

Издания Михаила Мильчика об Архангельской области:

  • Мильчик М. И. Иосиф Бродский в ссылке. Норенская и Коноша Архангельской области
  • Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит…: Очерк градостроительной и архитектурной истории
  • Мильчик  М. И. Каргополь: Деревянная крепость и остроги по реке Онеге. Документы и графические реконструкции
  • Мильчик М. И. Соловецкий монастырь в истории русской культуры
  • Описи Соловецкого монастыря XVI века: Комментированное издание / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик; Отв. ред. М. И. Мильчик
  • Мильчик М. И., Попова Л. Д. Первые ворота Российского государства: Очерки градостроительной и архитектурной истории Архангельска и Холмогор
  • Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура русского Севера: Страницы истории
  • Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: